|
|
ОНГОН-САХИУС "СЭТЭР"
При характеристике шаманизма (особенно бурятского) нельзя обойти такой
важный элемент, как онгоны. Они существовали в двух формах: 1) в виде
изображений богов, духов, животных; 2) в виде реальных животных, посвященных
каким-либо божествам, - быка, козла и лошади (посвящали иногда птиц и рыбу,
которых затем отпускали). Было время, когда монголы, предки бурят, делали
онгоном человека. Основное назначение онгонов-животных - служить богам
средством передвижения, оберегать домашних животных. С ними были связаны
различные запреты и обряды: не убивать, не продавать, не бить, женщинам
воспрещалось ездить на посвященной лошади.
Изображения жертвенных животных заменяют собой живых.
Обряд посвящения скота называется сэтэртэй мал, а слово сэтэр (hэтэр)
означает "ленты, повязываемые скоту". В тюрском варианте назывется ыдык /
ызых. В любом фонетическом значении переводится как "святой", "посвященный
божеству".
Это своеобразный вид бескровного жертвоприношения.
Кроме того, домашние животные делятся на скот с горячим дыханием (халуун
хошуутай мал) и с холодным дыханием (хуйтэн хошуутай мал). Скот с горячим
дыханием: лошадь и овца - творение небесных сил.
Скот с холодным дыханием: корова, коза, верблюд - созданы "божеством"
подземного мира.
Основной целью посвящения животных является обретение благополучия в
различных его формах, а главным образом, защита человека (членов семьи) от
неблагоприятных воздействий извне.
Козла черной масти посвящают для защиты и избавления от несчастий,
проклятья, сглаза, порчи, злословия, зависти, ненависти, болезней. Для этого
делают обряд «гомдолоо тараха», либо создают онгон. Кроме того, онгон может
служить Сэтэром (посвящаемым животным) покровителю кузнецов Дархан тэнгри на
алтаре шамана-кузнеца. Такое изображение онгон помещают на самом почетном месте Хоймор. Так
изображение сэтэра становится сахиусом - оберегом.
Онгон в раме 15х20 см
Монголия |
|