|
|
ОНГОН-САХИУС "СЭТЭР"
При характеристике шаманизма (особенно бурятского) нельзя обойти такой
важный элемент, как онгоны. Они существовали в двух формах: 1) в виде
изображений богов, духов, животных; 2) в виде реальных животных, посвященных
каким-либо божествам, - быка, козла и лошади (посвящали иногда птиц и рыбу,
которых затем отпускали). Было время, когда монголы, предки бурят, делали
онгоном человека. Основное назначение онгонов-животных - служить богам
средством передвижения, оберегать домашних животных. С ними были связаны
различные запреты и обряды: не убивать, не продавать, не бить, женщинам
воспрещалось ездить на посвященной лошади.
Изображения жертвенных животных заменяют собой живых.
Обряд посвящения скота называется сэтэртэй мал, а слово сэтэр (hэтэр)
означает "ленты, повязываемые скоту". В тюрском варианте назывется ыдык /
ызых. В любом фонетическом значении переводится как "святой", "посвященный
божеству".
Это своеобразный вид бескровного жертвоприношения.
Кроме того, домашние животные делятся на скот с горячим дыханием (халуун
хошуутай мал) и с холодным дыханием (хуйтэн хошуутай мал). Скот с горячим
дыханием: лошадь и овца - творение небесных сил.
Скот с холодным дыханием: корова, коза, верблюд - созданы "божеством"
подземного мира.
Основной целью посвящения животных является обретение благополучия в
различных его формах, а главным образом, защита человека (членов семьи) от
неблагоприятных воздействий извне.
Барана желтой масти посвящают духу / божеству богатства Намсрай бурхану. С
целью устранения бедности и обеспечения финансовой стабильности,
благополучия и процветания семье, чтобы способствовать успеху в торговле и
бизнесе.
Такое изображение онгон помещают на самом почетном месте Хоймор. Так
изображение сэтэра становится сахиусом - оберегом. Онгон в раме 15х20 см
Монголия |
|