|
|
ИКОНА-ТАНКА "ЦАГААН УБГЭН"
Шаманизм успешно впитывал любые влияния со стороны. Шаманы включали их в
уже сложившуюся картину мира, расширяя свои возможности и не нарушая уже
сложившуюся систему. При этом интересно, что шаманизм без особых проблем
принимает в себя и некоторые образы, к примеру, буддистского и даже
христианского
пантеонов.
Цагаан овгон (Цагаан убген (бурят.), Цаганавга) - белый старец. Это
добуддийское божество, культ его существует на Земле более двух с половиной
тысяч лет.
Сегодня образ белого старца — один из самых почитаемых образов в различных
религиях. Белый Старец часто отождествлялся с православным Николаем
Угодником или Николаем Чудотворцем.
У нганасан Николай Чудотворец, был прозван Микулуска Баса-динта (“железный
лук”), у калмыков «Микола-бурхан». Другие традиционные эпитеты Белого старца
— Старый владыка (монг. Хөгшин богд), Белый старец Вселенной (монг. Дэлхийн
цагаан өвгөн) и т.д.
Цагаан убген - дедушка с наивно-доверчивым взглядом и доброй улыбкой.
Доброта его видна и нужна всем. Поэтому он всегда окружен цветущими,
плодоносящими деревьями и цветами, сытыми и довольными животными и птицами,
рядом есть горы и вода. Благие картинки с Белым Старцем отражают вековечную
мечту человека о гармонии с миром и с самим собою. В Монголии он — «хозяин
скота», хозяин Земли и всего, что находится на ней — камней, лесов, воды,
трав, зверей; его называют хозяином духов-хозяев земли, т.е. ставят
иерархически выше обычных духов хозяев. Мудрый Белый Старец достиг
состояния святости, и куда бы он ни кинул благословляющий взор,
повсюду расцветает Земля, плодится скот, рождаются дети,
приходит счастье, совершаются добродетельные дела. При отсутствии внимания с
его стороны тускнеет все вокруг, жизнь замирает. Взгляд неодобрения
греховных человеческих деяний несет «несчастные дни»: болезни, раны, обман,
убытки, мучения, смерть.
Танка используется в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в
домашнем алтаре и т.п.
Танка в раме 17х22 см
Монголия |
|