ойбон (прорубь) — диск с большим отверстием по центру, олицетворяющий проход на «ту сторону мира».
ОЙБОН / ПРОРУБЬ - атрибут к шаманскому костюму

Күhэҥэ (якут.) — так называют практически всякий металлический диск, сделанный из железа, жести, меди или бронзы. Это непременный атрибут каждого шамана, даже если он никогда не надевает шаманский плащ и не бьет в бубен. Эти атрибуты олицетворяют зачастую небесные тела: солнце, луну, звезду, зеркало и т.д. При этом шаман старается увеличить количество этих небесных тел, считая, что каждое из них придает дополнительные магические силы. Кроме обычных солнца и луны, которые мы наблюдаем каждый день, на шаманских облачениях встречаются и Светила Нижнего мира: «Ущербное солнце Нижнего мира», «Ущербный месяц Нижнего мира». Ну и, пожалуй, один из важнейших атрибутов - ойбон (прорубь) — диск с большим отверстием по центру, олицетворяющий проход на «ту сторону мира». Это отверстие, через которое шаман проникает в Нижний мир или на Небо. В концепции многоэтажной Вселенной, где есть Средний, Верхний и Нижний миры, входом служат всевозможные отверстия (дыры) - дупло, пещера, прорубь и т.д.

Поскольку в мифах часто Нижний мир представлял собой бескрайнее водное пространство — Глубокую Синюю Бездну, то и попасть туда в поисках духа, укравшего душу-кут больного, можно было, нырнув в прорубь. Шаманы во время своего камлания, находясь в измененных состояниях сознания (в трансе), считают, что их помощник гагара глотает шаманскую душу-кут и ныряет в железную прорубь, висящую на спине костюма пониже лопаток. Таким образом, Шаманская гагара доставляет колдуна в необходимые сферы Нижнего мира, прямо к обители виновного демона или духа.

Иногда ойбон / прорубь трактуется как «Земля с отверстием от Оси Мира» или «Отверстие Солнца». Так этот предмет обычно рассматривают при походе в Верхний мир. И так как небесные тела Верхнего и Среднего миров отличаются своей светлостью, диск ойбон чаще делают из отполированной бронзы, подобно зеркалу.

Кованая медь.
Ручная работа.
 

Диаметр 9 см.

 

  Ойбон / прорубь - атрибут шаманского костюма

1 300 руб.

 
ОЙБОН / ПРОРУБЬ - атрибут к шаманскому костюму. ойбон / прорубь трактуется как «Земля с отверстием от Оси Мира» или «Отверстие Солнца». ойбон (прорубь) - место на теле шамана, куда он мог воткнуть нож без вреда для себя. Через «прорубь» шаманы убивали злых духов, вселившихся в их тело, а также проглоченные ими кут (души) людей. У знаменитых шаманов могло быть до девяти «прорубей», а у остальных - меньше.  
     
 

Когда шаман проходит процессы призвания, «рассечения духами» и посвящения, то, бывает, на взгляд окружающих он кажется помешанным. Будущий шаман ведет себя странно и воспринимает все несколько искаженно — находится в измененных состояниях сознания. Например, призванный духами вдруг обнаруживает у себя в теле некие пустоты.
Стоит спиной к солнцу и обращает внимание на свою тень — якобы где-то в середине туловища тело на небольшом участке в солнечных лучах просвечивает насквозь. Будто бы кроме кожи в этом месте нет плоти, внутренних органов. Место это начинает зудеть. В конце концов неофит протыкает себя в этом месте насквозь копьем или ножом. Крови выходит совсем немного. Это так называемый ойбон — прорубь. Шаман, имеющий ойбон, считается очень сильным. При каждом камлании такой шаман протыкает себя клинковым оружием, и душа его устремляется через рану в путешествия по иным мирам. Ойбон для него — вход в тоннели, ведущие в сферы Трех миров. 

Остальные шаманы, не обладающие ойбон на своем теле, используют Күhэҥэ ойбон — диск с большим отверстием по центру, сделанный из железа, жести, меди или бронзы, олицетворяющий проход в Нижний мир или на Небо. Находясь в трансе, шаман через него проникает в необходимые сферы потустороннего мира.

У шаманов бывает еще один вид ойбон. Так же как и металлический диск Күhэҥэ, он находится за спиной, например, между лопатками, на самих лопатках, вдоль позвоночника — это аналог индийских чакр, центров жизненной силы. Вот, к примеру, есть дьулай ойбон на темени. Шаманы-ойуун и удаганки выпускают из дьулай ойбон своего невидимого двойника — тридцативетвистую душу-кут при путешествиях-камланиях. Также во время шаманской болезни у посвящаемого может появиться долго незаживающая глубокая язва. После излечения на этом месте, обыкновенно, остается свищ — полость. Называется  это киэли. На обыкновенном якутском языке означает «женская утроба, матка». На шаманском языке киэли означает «полость, в которую шаман вытягивает из пациента болезни и злых духов абааhы, чтобы затем уничтожить.

К примеру, по якутским верованиям, лица, прошедшие обряд посвящения, наделялись двумя особенными телесными свойствами. Первое - ойбон (прорубь) - место на теле шамана, куда он мог воткнуть нож без вреда для себя. Через «прорубь» шаманы убивали злых духов, вселившихся в их тело, а также проглоченные ими кут (души) людей. У знаменитых шаманов могло быть до девяти «прорубей», а у остальных - меньше.
Второе: киэли - особое "помещение" в животе, куда шаман мог, будто бы втянуть злых существ, вселившихся в больного, или впускать своих духов-помощников.

 
     

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru