|
Наборные пояса носили в Монголии, в Иркутской области, а также
баргузинские, тункинские и агинские буряты. До наших дней дошли
единичные экземпляры, хранящиеся в музейных коллекциях. К наборному
поясу прикрепляли колечки, фигурные пластины, к которым подвешивался
нож, огниво. Орнаментировка пластин - старинные: круги, треугольники,
зигзаги и их комбинации; поздние - изображения драконов, рыб, лотоса,
замкнутого узла - улзы. К кожаному поясу подвешивали колчан, налучник со
стрелами и луком, предметами вооружения. Богато убранный пояс, колчан и
налучник - предмет особой гордости бурята и монгола.
У монголоязычных народов, наблюдалось особое отношение к поясу мужчин,
как и к головному убору. Это один из сакральных дополнений костюма,
символ мужской чести и достоинства.
Немаловажную роль играл пояс в обрядах. Пояс был не только знаком его
чести и достоинства, но порой становился выражением отношений. Старинный
обычай обмена поясами (бэhэ андалдаха) совершался как акт установления
дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария
с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. В таких случаях пояса
выступают как символы закрепления дружеских, побратимских и родственных
отношений. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или
сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении
побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным
набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже
скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались
драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была
велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам
своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение.
С поясами были связаны определенные запреты. Считается, что пояс
удерживает жизнь в человеке. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают
его посередине узлом и после этого вешают высоко на гвоздь или крюк.
Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать,
отрывать. |
|
|