|
|
ШАМАНСКАЯ
ШАПКА "БААВГАЙ"
Баавгай
(по-бурятски - бабагай) - это медведь. Переводится как "отец, предок,
праотец, старший брат, старшая сестра". Поэтому слово баавгай — это не что иное, как общее определение всех живущих и
умерших старших родственников. Медведь олицетворяет одного из самых сильных
духов-помощников, которому подвластно все пространство среднего и нижнего
миров.
Большинство известных шаманских костюмов – это образы оленя, птицы, медведя и
антропоморфный образ духа-предка шамана. Центральное место, пожалуй,
принадлежит образу птицы, которая, является
основой шаманского камлания – мистического полета шамана в небесные сферы
Вселенной.
Образ оленя также занимает значительное место в ритуальном облачении сибирских
шаманов. Считается, что Шаман-олень способен ходить как в верхний небесный
мир, так и в страну злых духов- нижний мир. Медведь выступает как
божество, предок людей, звериный двойник человека, дух-охранитель, помощник
шамана, его душа. В образе медведя шаман отправлялся только в мир грозных
божеств нижнего мира. Антропоморфный образ - символизируют тело духа предка, а
также самого шамана. Костюм, в этом случае, является неким необыкновенным
«телом» и связывает шамана с обрядом посвящения, где перед обретением
оккультной силы человек лишается всей своей плоти и лишь затем на голый
скелет нарастает новое волшебное тело и шаман рождается заново.
В шаманской традиции бурят медведь считался священным зверем; он
воспринимался как существо, превосходящее по магической силе любого шамана.
В бурятском языке сохранилось такое выражение: "Хара гурооhэн боодоо элюутэй"
- "Медведь выше полета шамана".
Шапка из головы медведя с харабши (наглазником). Ручная работа. |
|