|
|
ШАМАНСКИЙ ЖЕЗЛ
Жезл с глубокой древности был символом
высокого служения, эмблемой лидерства и авторитета, в шаманском понимании
он обозначает ось между солнцестояниями - властью Солнца (концептуального,
оплодотворяющего мужского начала) и властью Земли (восприимчивого, питающего
женского начала). Жезл также ассоциируется со стихией Огня и используется для
выведения энергии огня в мир физических явлений.
В буддизме такой ритуальный жезл называется Кхатванга. Верхняя часть жезла состоит из сосуда с нектаром
бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа (символизирующих
уничтожение трех основных ядов ума), Венчает жезл ваджра
или трезубец. Изначально Кхатванга считалась волшебным оружием бога
Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот
атрибут имеют некоторые божества.
На внешнем уровне жезл Кхатванга символизирует
материальную вселенную горы Меру.
Пересеченная двойная ваджра представляет нижнюю земную основу горы,
а ее двенадцать видимых шипов соответствуют четырем главным континентам
и восьми субконтинентам, окружающим Мировую Гору Меру. В шаманстве
эта гора известна под названиями Сумбур, Сумур или Сумер. Мировая
Гора имеет семь ярусов и соединяет Небо и Землю. Вершина горы упирается
в Полярную Звезду, "пуп Неба".
На гору взбирается во сне будущий шаман во время инициационной
(шаманской) болезни, а позже посещает ее в своих экстатических
путешествиях. Восхождение на гору всегда обозначает путешествие к Центру
Мира. Головы на рукояти - символические изображения духов предков (помощников шамана),
наконечник жезла - символ грома и молнии Ваджра способная преодолеть любое,
даже самое неприступное препятствие.
Длина 50 см.
Бронза Источник Монголия
Ritual shaman's stick. |
|