На обратной стороне зеркала изображены Птицы, которые символизируют красоту, тонкость чувств, инь, женственное, лунное начало.  

ШАМАНСКОЕ ЗЕРКАЛО

На обратной стороне зеркала изображены Птицы, которые символизируют красоту, тонкость чувств, инь, женственное, лунное начало, кроме того, птица (как передатчица откровения, отождествляемая с высшей мудростью) на мировом древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа.

Особую роль в северном шаманизме играл культ птицы: в образе птицы шаман (или его душа) «отправлялся» в дальние странствия, как бы «пролетая» по знакомым и мифическим странам. Птица считалась покровителем шамана - недаром атрибуты его костюма уподоблялись частям тела птицы и ее оперению. Птица считалась творцом шаманов, от птицы будто бы рождается истинный шаман.
По религиозным представлениям, бытовавшим у обских угров, душа нередко принимает образ птицы, ее может видеть только шаман, да и в загробный мир душа отправляется в облике птицы.

 

Бронза  / Антикварное
Источник: Монголия


Ritual shaman's mirror.

 

 

 

 

Диаметр 13 см.

Цена 9 000 руб.

 

В "Предании о сотворении мира", записанном у алтайцев-шаманистов говорится, что земля окружена водой, которой управляют две «кäр -салык» - чудовищных размеров рыбы. Одна из этих рыб дает холодное течение воздуха, отчего наступают осень и зима и замерзает вода; другая - теплое течение воздуха, что якобы является причиной наступления весны и лета.

В "Материалах по телеутскому шаманству" Н.П. Дыренковой, между говорится, что «кäр -балык» - "необходимый спутник шамана в его опасных путешествиях". Прежде чем отправиться к земным, небесным или подземным духам, во время шаманских действий шаман призывает чудовище-рыбу «кäр -балык».

Конь - в высшей степени шаманское животное: галоп, головокружительная скорость - это традиционные представления о "полете", то есть об экстазе.

 
 
Монгольский ученый Ринчен писал, что видел зеркало, сделанное в XVII веке монгольским художником Занабазаром. Когда зеркало поворачивали на свет, в нем появлялось изображение богини Тары. Загадочные свойства таких зеркал были открыты в Китае еще в эпоху Западной Хань, в 206 году до нашей эры. Сегодня секрет их изготовления утерян. Отгадать их тайну пытались многие специалисты: и китайские, и немецкие, и русские тоже. Не смогли. Хотя выдвигались любопытные версии. Например, такая: когда зеркало отливали, металл застывал неравномерно: сначала тонкие участки, затем толстые с рельефным рисунком. Из-за этого в бронзе появлялись невидимые простому взгляду микродеформации. Под действием света этот рельеф проецирует контуры рисунка.
В древности зеркала не были банальными предметами быта. Одни служили талисманами, другие выполняли ритуальные функции, были даже акустические зеркала. Зажигательные зеркала с вогнутой поверхностью фокусировали в узкий пучок лучи солнца, которые могли поджечь паклю или прут. Специальными лунными зеркалами шаманы ночью собирали росу и добавляли ее в жертвенные блюда и лекарства. Потом шаманы с помощью этих снадобий и опять же зеркал лечили соплеменников.

Говорят, зеркала помнят все, что перед ними происходило. В этом утверждении есть рациональное зерно. Во всяком случае, некоторые физики считают, что в зеркалах на молекулярном уровне застывают все изображения и когда-нибудь человек научится считывать эту информацию. Представляете сколько помнит это зеркало!

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru