|
Сэржим Сэржим чаем отличается от сэржима водкой тем, что само питье не разбрызгивается
шаманом; чай лишь чародейским образом приготавливается шаманом, а затем, уже
дома, заваривается тем, кто пришел за ним. Сэржим чаем предназначен для
врачевания и защиты и часто следует за сэржимом холодной водкой, в ходе которого
шаман посредством ворожбы выясняет причину недуга доверителя. Шаман берет новую
упаковку чая, принесенного доверителем, открывает ее, призывая туда
духов и произнося внутрь намерения. Если доверителю доставляют хлопоты
зловредные духи или его мучает болезнь, шаман может взять нож и воткнуть его в
чай, призывая духов-помощников напасть на зловредного духа и изгнать его. После
завершения призывания и высказывания намерения шаман возвращает упаковку с чаем,
обычно оставляя щепоть в качестве дара духам (для использования в дальнейших
обрядах). Доверитель приносит чай домой, заваривает, брызгает немного для духов,
а оставшийся чай выпивает, чтобы заключенная в нем волшебная сила возымела свое
действие.
Монголы, буряты, тувинцы и др. чай пьют по любому поводу,
превращая чаепитие в целую церемонию. Если вы даже на минутку зашли
в юрту, вам предложат пиалу с чаем. У калмыков, например, первая порция свежего чая — деедж — преподносится в качестве подношения
духам
(бурханам). Напиток наливается в жертвенную чашечку на алтаре. По истечении
времени деедж отдают детям, в основном, мальчикам.
Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками на уровне груди,
демонстрируя тем самым свое уважение гостю. Строго учитывается иерархия
присутствующих: сначала напитком угощают старшего по возрасту.
Принимающий пиалу должен взять ее обеими руками, безымянным пальцем правой руки
совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание (йорял), в
котором добрые слова адресуются самому напитку, хозяевам, их семейству и
родичам.
Выпив чай, гости возвращают пустую посуду хозяину. Категорически запрещается
переворачивать пиалу вверх дном.
В зеленый чай монголы всегда добавляют молоко, соль, поджаренную
муку, курдючное сало, иногда даже пельмени, костный мозг барана,
мелко нарезанное вяленое мясо.
Чай без молока у монголов считается нечистой пищей, поднести такой
чай гостю неприлично.
Способ приготовления:
50 г. чая растереть в порошок, залить холодной водой (1 л) и довести
до кипения. Влить молоко (0,5 л), добавить топленое масло (50 г.),
поджаренную муку (2 ст. ложки), соль и еще раз довести до кипения. |
|