Чашка Табан хошуун мал, чашка хийморин, чашка аштамангала

 

ОБРЯДОВАЯ ЧАШКА

Чашка предназначена для проведения ритуалов, обрядов, посвящений, жертвоприношений, "кормления" духов и т.п.

Дерево.

   
диаметр 13 см.  

1. Чашка / хийморин
В шаманизме конь-ветер, именуемый у монголов хийморин (конь-ветер), представляет личную духовную силу человека. В основе коня-ветра лежит способность воспринимать вещи, пребывающие вне физической реальности, и умение направлять свою духовную силу.

Цена 850 руб.

 
2. Чашка / малын
Табан хошуун мал - это пять видам домашних животных, которые издревле почитаются у бурят и монголов. По традиции в хозяйстве кочевых народов должны быть верблюды, кони, козы, овцы и коровы.

Цена 850 руб.

2. Чашка / аштамангала
Аштамангала - это 8 символов удачи которые считаются самыми могущественными талисманами, приносящими полную удачу - от духовной гармонии до материального благополучия.

Цена 850 руб.

Задобрить духов Обрядовая чашка Бурханить - задабривать духов  
 
Сэржим тремя обрядовыми напитками
Особый смешанный сэржим проводят для изгнания опасности и болезни из семьи или общины. Используют три обрядовых напитка монгольского и сибирского шаманизма: водку, чай и молоко.
Сила их соотносится со следующими вещами, которые они олицетворяют:
водка - батюшка - Небо духовное бытие
чай - нижний мир - мудрость предков
молоко - матушка - Земля физическое бытие

Жидкости, разлитые по трем чашам, ставят перед шаманом. Непосредственно перед ним ставится и пустая чаша. У каждой чаши своя ложка, чтобы при наливании напитков ложками в пустую чашу напитки не смешивались, оставаясь чистыми. Данный сэржим в основе своей предстает более «шаманским», нежели прочие его виды, поскольку здесь шаман пользуется колокольчиком или трещоткой, чтобы вызвать у себя состояние легкого исступления, транс позволяет ему общаться с духами и определять ход обряда сэржим, а также знать, какого духа требуется вызвать, какие духи причиняют беспокойства и в каком направлении следует брызгать питьем для восстановления равновесия сил благоволящих и зловредных духов.

Шаман начинает звонить в колокольчик или тарахтеть трещоткой, чтобы наладить связь с духами и получить указания относительно дальнейшего хода обряда. На протяжении всего обряда шаман обычно находится в полуисступленном состоянии. Призывая духов и общаясь с ними, он по их наущению, переливает ложкой содержимое трех чаш в пустую чашу. После наполнения чаши он зовет главного заказчика или главу семьи либо общины, от чьего имени совершается обряд, чтобы тот взял чашу и расплескал полученную смесь в указанном направлении. И тот, кто получает чашу, выходит наружу и с почтением выливает содержимое чаши, зная, что жидкость наделена силой призванных духов и ее волшебные свойства свяжут руки несущим пагубу духам. Данная процедура может быть повторена два или три раза. В конце сэржима все присутствующие совершают, согласно обычаю, жороо, то есть пригубливают по кругу три обрядовых напитка, поскольку теперь они наделены чудодейственной силой аршаана, дарующего благо всем, кто его пьет. В завершение шаман осушает чашу с остатками питья. Часто затем в честь шамана и в благодарность за его праведные труды устраивают обед.

Холодный сэржим / халуун сэржим
Сэржим холодным питьем задействует две обрядовые чаши примерно одинаковой величины, обычно серебряные или медные. Бутылку с водкой откупоривают, затем отделившееся от крышки металлическое или пластмассовое колечко (если оно есть) необходимо сломать, как бы убивая приносимую в жертву бутылку. Затем окуривают бутылку можжевельником или пихтовой корой. Водку наливают в одну обрядовую чашку, а затем шаман при совершении сэржима пользуется особой небольшой чайной ложкой и таким образом переливает водку в другую чашку. В этот момент шаман призывает духов и высказывает свои намерения. По окончании разговора шамана с духами оставшуюся в первой чаше водку выливают во вторую чашу. Затем ее выплескивают в ближайшее окно или входную дверь.
Бывает, что шаман вместо выплескивания питья наружу выливает его на стену или потолок, чтобы увидеть получившиеся пятна. Выплескивая водку, шаман выкрикивает заклинание: "Тоорэг!". Вид пятна имеет определенное значение для прорицаний (в соответствии с представлениями отдельного шамана) относительно исхода сэржима. Если вы опасаетесь за сохранность обоев, то можете выплеснуть жидкость на оконное стекло. При совершении холодного сэржима следует отмечать образы, создаваемые каплями на столе при переливании питья из одной чаши в другую, — считается, что по ним тоже можно делать прорицания.

Другой способ халуун сэржима
Открыв бутылку с водкой тем же способом, шаман берет какую-нибудь большую чашу или металлический поднос и выливает на него немного водки, чтобы покрыть дно. Большую часть водки, обычно около половины бутылки, выливают в обрядовую серебряную или медную чашку. Шаман при совершении сэржима так же как и в предыдущем случае пользуется особой небольшой чайной ложкой, как правило серебряной или костяной, но иногда в ход идет и простая чайная ложка. Шаман призывает духов и по обряду зажигает спички. Он осторожно касается спичками поверхности напитка в подносе, чтобы по всей поверхности занялось синее пламя. Затем шаман начинает призывать духов и подливать ложкой в поднос водку, поддерживая огонь. После того как духи призваны, шаман высказывает намерения обряда. Если чашка пустеет, ее вновь наполняют, пока шаман не выскажет все намерения и не призовет всех духов, которые, по его мнению, могут посодействовать цели сэржима. Шаман может повторить намерения, чтобы добавить им силы. После завершения призывания и высказывания намерений шаман бережно выливает оставшуюся в чашке водку на поднос так, чтобы огонь не погас, а водка не перелилась через край. Шаман и посетитель молитвенно наблюдают за огнем, пока не выйдет горючее и огонь не погаснет. Оставшуюся жидкость следует вылить на улицу в ближайшее окно или дверь. Выливая водку, убедитесь, что огонь погас.

Обрядовую чашку также используют и для гадания.
Взяв в руки чашку и высказав намерения, шаман подкидывает ее в воздух и ждет, какой стороной она упадет на землю: если вверх дном, значит, духи приняли дары и согласны помочь. В случае отказа гадание повторяется еще два раза, а при неблагоприятном исходе всех трёх попыток обряд переносится на следующий «хороший» день.

 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru