На усмотрение шамана бардаг украшается синим хадаком и различными металлическими подвесками.
БАРДАГ - ШАМАНСКИЙ ЖЕЗЛ / ТРОСТЬ

Бардаг является одним из главных атрибутов бурятского и монгольского шамана. Украшенный лентами и подвесками он символизирует силу и власть шамана, служит для наказания провинившихся и передачи безграничной целительной силы.

Бардаг делается из специально выбранного ивового прута (красного таволожника), срезанного таким образом, что дух дерева не уходит из ветки и она остается живой, даже будучи отделенной от ствола. Рукоятка изготавливается из рогов трехлетнего оленя или лося и называются «муус орба» (роговой жезл). Развилка в верхней части жезла - распространенный символ, особенно у шаманов Тоджи. Каждый зуб развилки называется ваш (голова). Развилки бывают двузубые, трезубые, пяти- и девятизубые.

Использование жезла в качестве трости или посоха интерпретируется как опора на силу предков и энергию земли, как связующее звено между Небом и Землей: стихией воздуха, где обитают мысли, и стихией Земли, или вещественным миром. Дракон или змея (это взаимозаменяемые термины) на острие - один из самых сильных помощников на духовной тропе. 
Кроме того, трость в руках шамана – это средство его передвижения в потусторонний мир.

Длина 99 см.

Дерево, металл, олений рог  / Ручная работа
Монголия

Ritual shaman's stick.

  Бардаг - шаманский жезл / трость

20 000 руб.

 
Использование жезла в качестве трости или посоха можно интерпретировать как опору на силу предков и энергию земли, а дракон или змея (это взаимозаменяемые термины) венчающий бардаг, один из самых сильных помощников на духовной тропе. В руке у шамана трость – средство передвижения шамана в потусторонний мир, символ власти и прав шамана. Его также часто используют для лечения больных. Бардаг- символ власти шамана.  
 

Считается, что такие жезлы являются прерогативой сильных шаманов, которые, отправляясь к Эрлик-хану, обязательно должны предстать перед ним с костяной «орбой» (жезлом) в руках.
Роговой (костяной) жезл также предназначается для взаимодействия с сильными духами-покровителями, называемыми «ыдыками» (тув.) (у хакасов - «ызых», у алтайцев - «ыйык»).
«Ыдыки» выполняли охранительные функции, оберегали скот и семью от болезней, способствовали увеличению приплода, ограждали от нападения хищных зверей и даже от воров могли поразить молнией.

«Ыдыками» или «Ызыхами» обозначали широкий круг священных объектов: звери и птицы, горы и реки, люди и духи. Например хакасы, тигров, барсов, соболей и оленей именовали «ызых ацнар» - священные звери. Кукушка, ласточка, трясогузка, огарь (турпан) считались священными птицами - «ызых хус». К священным деревьям - «ызых агас» относится кедр.

 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru