Чойжоо Бурхны сан - окуривание помогает при самых тяжелых бедствиях – эпидемия людей и животных.

ЧОЙЖОО БУРХНЫ САН
Магическая смесь трав для окуривания на основе арсы.

В шаманизме мир делится на верхний - мир Ульгеня (Кудай), средний - мир людей, нижний - мир Эрлик Хана.
Ульгень и Эрлик борются между собой, создавая жизнь и смерть. Эрлик по силе равновелик Ульгеню. Отношение к ним по сути одинаковое. Ульгень может дать добро человеку, а может и не дать. Эрлик может навредить человеку, а может и нет. Поэтому Ульген и Эрлик не творят, а управляют добром и злом. Они оба могут быть полезны или вредны для человека.

Эжин подземного царства Эрлик-хан имеет множество имен. Его называют Эрлен-хан (бурятское), Жигжид или Эрлиг Номун хаан (монгольское), Чойжоо (тибет), Эрлик Номин-хан (калмыцкое), Эрлик Ловун-хан (тувинское), Ирлик (хакасское), Иль-хан и тд. В тюрко-монгольской мифологии он - владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых, грозное божество, имеющее многочисленных помощников, судящий и карающий души умерших людей за их проступки. Судит он не только людей, но и животных, так как души всех живых существ одинаковы.

Так как, по народным воззрениям, Эрлик-хан является предводителем всех полчищ злых духов. С его именем связываются самые тяжелые бедствия – эпидемии людей и животных. Считается, что он наводит эти болезни для того, чтобы вынудить человека принести ему жертву. Если человек и тогда не удовлетворяет его желанию, Эрлик поражает его смертью. Поэтому столкнувшись со всяким явлением, несущим в себе опасность, люди всегда пытались задобрить жертвоприношениями Эрлик-хана и выкупить свое благополучие. В его подземном царстве есть все: богатство, счастье, наслаждение, удовольствие, радость, страдание, слезы, веселье, смех, музыка, пение, сказки - все что встречается в жизни человека. Поэтому обращение к нему является своеобразным обрядом общего очищения, поиском своего места в жизни, о том, чтобы горести и невзгоды отступили и остались в прошлом, чтобы будущее стало светлым и радостным. Если вы обратились за помощью к Эрлик-хану, выкажите ему свою признательность возлиянием одной или двух чаш какого-нибудь изысканного напитка на землю, окуриванием и каким-либо подношением.

Эрлику подчиняются злые восточные ханы или хаты (эрлики или эльчи). Поэтому если нужно обратиться к злым силам, чтобы, к примеру, наказать врагов, то люди обращаются именно к этому божеству.

Окуривание: поджечь щепотку, потушить огонь и окуривать человека, животное, подношения или жертвенные напитки.
Вес 20 гр. Цена 250 руб.

 
  Кроме обращений по каким-либо текущим поводам, ежегодное поклонение Эрлик-хану обычно проводится на Сагаалган. Бога просят не посылать болезни и смерть, страдания и горе в мир людей. При молении люди опускаются на оба колена. На сагаалгане буддисты, например, проводят обряд «Дугжууба» — это костёр очищения, у шаманистов похожий обряд называется «Угаал». Для этого верующим нужно накануне вечером приготовить кусочек салфетки или сырого теста размером с теннисный шарик или чуть больше. Перед сном можно покатать его в руках, помять, мысленно представляя, что туда собираются все наши болезни, проблемы и неудачи, нужно мысленно сконцентрироваться на всех своих неправедных поступках, совершенных за прошедший год. Очень хорошо будет, если при этом начитывать свою, так сказать, любимую мантру.  Некоторые катают шарик по всему телу, уделяя особое внимание своим болезням (эта традиция взята из традиционной тибетской медицины).
На следующий день во время обряда будет зажжен ритуальный костер, в который бросают эти шарики, таким образом, сгорят все недуги и негатив, копившиеся в течение года. Считается, что в огне способны сгореть 60 видов различных негативных энергий.

Алтайцы, например, по отношению к Эрлику всегда испытывали болезненный страх, боялись произносить даже его имя, называя просто: кара нaмa – нечто черное. Эрлика называли также дерзким, бесстыжим, упрямым и несговорчивым. Но несмотря на все это людям есть за что благодарить подземного бога. Эрлик научил тюрков кузнечному делу, благодаря которому они получили самое совершенное оружие и снаряжение и смогли завоевать полмира. Кузнецы в сознании тюрков по этой же причине связаны с подземным миром и его богом, а потому их побаивались.
Эрлик научил шаманов камлать, вручив в дар бубен первому шаману. Считается, что именно Эрлик-хан определяет размеры бубна и дает новому шаману тесов – духов-помощников, «оставшихся» от умерших шаманов этого же рода. От Эрлика люди получают бесценный дар — искусство проникновения в другие миры. Да и в сотворении мира и человека он принимал самое непосредственное участие. В шаманских призывах к Эрлику шаманы обращаются к нему как к отцу «адам Эрлик».

По шаманским представлениям Эрлик представляется могучим старцем огромного роста, с раздвоенной бородой до колен, с взлохмаченными курчавыми волосами, с закинутыми за уши чёрными закрученными усами, чёрными бровями и глазами. Челюсти его подобны кожемялке, а рога подобны корню дерева. Одевается он в семь медвежьих шкур, спит на семи чёрных бобрах. Меч его сделан из зелёного железа, а чаша из человеческого черепа. Ездит Эрлик на могучем черно-лысом быке или черной лодке без вёсел, имеет черную змею вместо плети и луновидный топор. Его дворец из чёрной грязи или чёрного железа стоит на берегу подземного моря Бай-Тенгис или около слияния девяти рек в одну (Тойбодым), текущую человеческими слезами, через которую переброшен мост из конского волоса, никем не преодолимый в обратном направлении.

 
 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru