Жодоо поджигают для благовония и очищения. Шаман использует жодоо для очищения обрядового пространства, места молебствия, присутствующих людей, вина, продуктов, жертвенных животных.

ЖОДОО
Жодоо, едоо - цельная пихтовая кора.

В мифах бурят упоминается, что пихта появилась там, где помочился тотемный первопредок бурят небесный бык
Буха-нойон. В связи с этим пихта обладает статусом шаманского дерева, поскольку ее кора является атрибутом
шамана, получившего пихтовое посвящение. Жодоо, как известно, является символом шаманского сана.
Проходя через обряды посвящения одновременно обучение проходит и душа шамана. В мифологии бурят и монголов души шаманов, прошедшие курс обучения на небесах, получают специальную пихтовую веточку, выросшую на
шаманском дереве Абарга сэргэ.
"Жодоото боо" буквально означает "шаман с пихтой". Обычно, это шаман в третьем посвящении, совершающий
очистительные обряды с применением зажженной пихтовой коры.

Кора берется с живого дерева со стороны восхода солнца.
Жодоо поджигают для благовония и очищения. Шаман использует жодоо для очищения обрядового пространства, места молебствия, присутствующих людей, вина, продуктов, жертвенных животных.
Различают жодоо трех видов:
МУХАР – обычная кора, пользоваться ей могут непосвященные шаманы и любой человек
НАМААТА (ветвистая) – кора, насаженная на специальную ветку, для этого подбирается веточка с рогатиной на
конце куда и вставляется кусочек коры. Такой способ окуривания может применять только посвященный шаман
ДУУРЭН (полная) – кора, насаженная на веточку и украшенная белой или темно-серой (черной) лентой. Цвет
ленточек определяется происхождением (утха) шамана – «белым» или «черным».

Также существует кора пихты, с поцарапанного медведем дерева, такая кора считается наделенной особой силой.
Пихту, отмеченную медведем, буряты называют "баабгайн онголсон модон" или «деревом, освященным медведем».

Жодоо позволяет шаману общаться с небом, с божествами.
Вот слова шаманского призывания:
Хан уулын хатуу жодоо
Ханхан тэнгэрине дуудаhан жодоо
Ундэр тэнгэрине дуудаhан жодоо

С царственных гор сильный жодоо,
Царственные небеса призывающий жодоо,
Высокие небеса призывающий жодоо!

--------

У коренных народов Сибири в прошлом существовал древний гигиенический ритуал очищения женщины, упреждающий зарождение и развитие болезней. В ритуал входила особо важная заключительная часть - очищение дымом. Эта особо важная часть ритуала требовала специальной подготовки. Женщины детородного и преклонного возраста выполняли его уже после окончания месячных, используя кору пихты, так как с ее помощью они окончательно очищались от "грязи", то есть от месячных. Кору помещали в сосуд, поджигали ее и стояли над дымом до тех пор, пока не приходило ощущение свободы и покоя. Следует отметить, что древние лекари знали и о волшебных свойствах коры пихты, которые, по их мнению, обладали определенной силой, побеждающей болезни в организме девушки и женщины. Женщины, соблюдавшие гигиенический ритуал, не боялись рожать зимой, во время каслания – переезда на новую стоянку на оленьих упряжках.

 
Цена 250 руб.

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru