Онгон-сахиус "Сэтэр". Белого коня (цагаан морь) посвящают Цагаан убгэну (Цагаан убугуну) - Белому старцу.


ОНГОН-САХИУС "СЭТЭР"

При характеристике шаманизма (особенно бурятского) нельзя обойти такой важный элемент, как онгоны. Они существовали в двух формах: 1) в виде изображений богов, духов, животных; 2) в виде реальных животных, посвященных каким-либо божествам, - быка, козла и лошади (посвящали иногда птиц и рыбу, которых затем отпускали). Было время, когда монголы, предки бурят, делали онгоном человека.
Основное назначение онгонов-животных - служить богам средством передвижения, оберегать домашних животных. С ними были связаны различные запреты и обряды: не убивать, не продавать, не бить, женщинам воспрещалось ездить на посвященной лошади.
Изображения жертвенных животных заменяют собой живых.

Обряд посвящения скота называется сэтэртэй мал, а слово сэтэр (hэтэр) означает "ленты, повязываемые скоту". В тюрском варианте назывется ыдык / ызых. В любом фонетическом значении переводится как "святой", "посвященный божеству". Это своеобразный вид бескровного жертвоприношения.
Кроме того, домашние животные делятся на скот с горячим дыханием (халуун хошуутай мал) и с холодным дыханием (хуйтэн хошуутай мал). Скот с горячим дыханием: лошадь и овца - творение небесных сил.
Скот с холодным дыханием: корова, коза, верблюд - созданы "божеством" подземного мира.

Основной целью посвящения животных является обретение благополучия в различных его формах, а главным образом, защита человека (членов семьи) от неблагоприятных воздействий извне.

Белого коня (цагаан морь) посвящают Цагаан убгэну (Цагаан убугуну) - Белому старцу. Это хозяин земли, глава духов земли, родовой предок, покровитель диких животных. Он удлиняет срок жизни людям, увеличивает богатство, дарует счастье, благополучие в семье, исправляет нарушения в отношениях предки-потомки, способствует своевременному дождю, помогает выращивать урожай, оказывает помощь диким и домашним животным.
Кроме того, белый конь олицетворяет Коня-ветра (хий морин). В шаманизме конь-ветер символизирует личную духовную силу. Конь-ветер расширяет способность человека в установлении связи с духовной составляющей его естества. Большой запас личной силы позволяет ее обладателю ясно думать и насквозь видеть любой обман. В каждом из нас от рождения в той или иной степени присутствует конь-ветер, который находится в груди.
Населяющие окружающее пространство духи нуждаются в скоте, также как и люди. Считается, что каждый дух ездит на лошади особой масти. Поэтому обряд конем можно делать также и родовым духам.

Такое изображение онгон помещают на самом почетном месте Хоймор. Так изображение сэтэра становится сахиусом - оберегом.

Онгон в раме 10х15 см

Монголия

 

Цена  1 500 руб.

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru