Шаманский Онгон-сахиус "Сэтэр". Черного коня (каракового или вороного) посвящали родовым духам, племенным вождям, богам-воителям, богатырям, правителям и т.д.


ОНГОН-САХИУС "СЭТЭР"

При характеристике шаманизма (особенно бурятского) нельзя обойти такой важный элемент, как онгоны. Они существовали в двух формах: 1) в виде изображений богов, духов, животных; 2) в виде реальных животных, посвященных каким-либо божествам, - быка, козла и лошади (посвящали иногда птиц и рыбу, которых затем отпускали). Было время, когда монголы, предки бурят, делали онгоном человека.
Основное назначение онгонов-животных - служить богам средством передвижения, оберегать домашних животных. С ними были связаны различные запреты и обряды: не убивать, не продавать, не бить, женщинам воспрещалось ездить на посвященной лошади.
Изображения жертвенных животных заменяют собой живых.

Обряд посвящения скота называется сэтэртэй мал, а слово сэтэр (hэтэр) означает "ленты, повязываемые скоту". В тюрском варианте назывется ыдык / ызых. В любом фонетическом значении переводится как "святой", "посвященный божеству". Это своеобразный вид бескровного жертвоприношения.
Кроме того, домашние животные делятся на скот с горячим дыханием (халуун хошуутай мал) и с холодным дыханием (хуйтэн хошуутай мал). Скот с горячим дыханием: лошадь и овца - творение небесных сил.
Скот с холодным дыханием: корова, коза, верблюд - созданы "божеством" подземного мира.

Основной целью посвящения животных является обретение благополучия в различных его формах, а главным образом, защита человека (членов семьи) от неблагоприятных воздействий извне.

Черного коня (каракового или вороного) посвящали родовым духам, племенным вождям, богам-воителям, богатырям, правителям и т.д. Населяющие окружающее пространство духи нуждаются в скоте, также как и люди. Считается, что каждый дух ездит на лошади особой масти.

В бурятском шаманизме почитание предков является одной из важнейших обязанностей каждого члена общества. Как считают шаманы, все неприятности имеют причиной месть духов предков за свое забвение. Преследование духами предков своих потомков объясняется тем, что предки всеми путями пытаются дать понять об этом своим потомкам, насылая на них различные болезни и испытания.

Крупнейший представитель средневековья Рашид-ад-дин Фазлулах Хамадани подчеркивал насколько важно сохранять происхождение рода, культ предков, ибо человек, не знающий своего рода подобен ребенку, заблудившемуся в лесу.
Традиция почитания духов предков - это дань уважения великим представителям отдельного рода или целого народа, восхищение их делами и подвигами, мыслями, значимостью духовного вклада в культуру, историю этноса, а также желание следовать по их пути прославления своего рода; формирования идеала общества, человека и осуществления связи поколений.

Такое изображение онгон помещают на самом почетном месте Хоймор. Так изображение сэтэра становится сахиусом - оберегом.

Онгон в раме 15х20 см

Монголия

 

Цена  1 500 руб.

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov