|
|
ШКУРА ВОЛКА Шаманский атрибут
Образа волка в шаманизме народов Центральной Азии занимает особое
место. Например, вера в то, что человек временно может становиться
волком или другим животным, сохраняя в то же время человеческий разум.
Этой способностью обладали, в первую очередь, шаманы. Шаманы часто
прибегали и прибегают к имитации такого превращения: он одевается в
шкуру соответствующего животного. Пережитки представлений об
оборотничестве шамана сохранились в ритуальной одежде и поведении.
Шаманский костюм почти у всех народов Сибири первоначально воссоздавал
образ зверя и птицы. У одних народов преобладали черты первого, у других
- второго. Образ зверя ярче был отражен в костюмах центральных якутов,
забайкальских эвенков и, частично, бурят. Шаманская корона (майхабши) у
бурят иногда изготавливалась из кожи с головы волка. Так, шаманы
Шаралдаева рода носили накидки из серых волчьих шкур, что отразилось в
шаманских призываниях этого рода.
Считается, что изначально каждый мог принимать вид, состояние своего
животного предка. Но со временем такие интимные связи с мифическими
предками остались доступными исключительно шаманам. На него вместо
халата, одевалась шкура волка, снятая вместе с головой.
Кстати, шаманы представали в образе животных не только во время
камлания. В период посвящения будущий шаман должен был изучить тайный
язык для общения с духами, зачастую он являлся «языком животных» или
имитацией их криков. У бурят существовали «игровые» онгоны волка (шоно
онгон). Такому онгону не делали особых обрядов, его призывали во время
вечерок для веселья. Шаман, призвавший такой онгон, одевался в волчью
шкуру, имитировал движения волка, подражал его голосу.
Кроме того, существовал очень развитый пласт представлений о духах -
помощниках шамана, среди которых дух в образе волка играл особую роль и
был наделен важными сакральными функциями. Каждый якутский шаман имел
двойника, которого называли Ийы-кыл - «мать зверь». Шаман - обладатель
«матери - зверя» в образе волка считается несчастным, так как этот зверь
никогда не насыщался, сколько бы «хозяин» не давал ему жертвенной пищи.
Подобные поверья о двойнике шамана были и у эвенков. Согласно мифам, Ийы кыл
враждующих шаманов сражаются друг с другом и тот шаман, чей Ийы кыл
терпит поражение, умирает. Представления о борьбе душ черных шаманов в
образе волка или медведя, с душой в образе косули было распространено и
среди бурят. В результате этой борьбы побежденный шаман «съедался».
Вообще, духи-помощники шамана в образе волка известны у разных народов.
Так, волк был главным духом-помощником бурятского шамана. Качинцы
верили, что волк стережет шамана, когда он летает по разным местам.
Якуты считали, что к «великим шаманам их духи приходили в образах разных
зверей, в том числе и превратившись в волка». У некоторых кара-хальских
шаманов среди духов помощников было семь волков. У хакасов дух в
образе волка относился к черным духам, а у эвенков волк считался
духом - помощником верхнего мира. Дух-помощник шамана в образе волка
был также у чукчей, нивхов, нанайцев, ненцев и т. д.
Таким духам-помощникам старались придать материальный вид. Тувинский
шаман для того, чтобы показать свою силу, обзаводился изображением волка
(бору ээрен). Скульптуру вырезал резчик по дереву. К примеру, у шамана Калзан иргита (местн. Кара-Холь,
Тува) был «помощник» волк, сделанный из шкур четырех лап настоящего
волка. Волк был ездовым животным у якутских шаманов, а также у
шаманов некоторых бурятских родов. С этим связан обычай, когда шкуру
волка привязывали под брюхо лошади, на которой отвозили к месту
захоронения умершего шамана.
О наличии культа волка в шаманизме можно также судить по его
изображениям на бубнах, одежде и других вещах шамана.
Шкура качественной выделки, снята чулком, с когтями.
|
|