|
|
БУУДАЛ / ГРОМОВОЙ КАМЕНЬ Задай шулуун, буудал шулуун,
буумал-шулуун, хата, яда, джада, чат-даш, дээр огу, чадатас, сата
В шаманской традиции народов Сибири, громовой камень упавший с неба
(задай шулуун) является одной из трех
разновидностей камней силы (буудал). Задай шулуун - это пуговки с одежды небесного божества Эсэгэ Малан тэнгри
или его жены Эхе Юрин.
По якутским поверьям такой волшебный камень называется «сата» и похож на
человеческую голову, только небольшой величины, на нем можно отличить нос,
рот, глаза, уши; он обладает душой и способен умирать, то есть лишаться
волшебных свойств. Камень чаще всего находят там, где ударил гром.
Считалось, что сата зарождается также сам собой во внутренностях лошади,
быка, медведя, волка, собаки, утки, гуся, орла и т.д. Самый сильный сата -
это волчий (куран сата). Он производит засуху и стремительные ветры. Обыкновенно сата производит ветры, холод, заставляет падать среди лета снег и т.п.
Если его коснется женщина, если его увидит посторонний глаз, если его
держать нагим, не закрытым, он умирает. Если его бросить в кипяток, он долго
с жужжанием будет бегать и кружиться по дну посуды, пока не успокоится и не
умрет. Умерший сата превращается в обыкновенный камень, но живой сата
достаточно поднять к небу на ладони, и сейчас же с той стороны подует
холодный ветер. Если обладающий сата отправляется в дальнюю дорогу, то он
подвязывает его под гривой или хвостом лошади, отчего последняя не потеет:
ей постоянно прохладно, ветерок, постоянно обдувая ее, сгоняет прочь комаров
и оводов.
Считается, для того чтобы побудить сата проявить свои качества, нужно его отхлестать,
употребляется также заклинание:
"Пусть дитя мое не останется живым!..
Пусть скот мой не останется живым!..
Пусть жена моя не останется живой!..
Я не знаю греха, я знаю тебя!.."
Камень найден в местности Палу в Монголии. Природного он, а может быть и внеземного происхождения -
остается загадкой.
|
|