|
|
БУУДАЛ / ГРОМОВОЙ КАМЕНЬ Задай шулуун, буудал шулуун,
буумал-шулуун, хата, яда, джада, чат-даш, дээр огу, чадатас, сата
Буудал - магический камень для шаманской работы. В тюрко-монгольский среде такой камень чаще называли «камень дождя». В
этом качестве он встречается под названием яда, зада, джада, чат-даш или яда-таш.
Специфические поверья под воздействием тюрко-монгольской традиции сложились
и среди эвенков, эвенов и нанайцев. В их культурах
имелись
«камни силы» – хата или яда. Кроме причудливых камней часто ими являлись куски хрусталя, белого кварца или обыкновенного стекла, служившие атрибутами наиболее
«сильных» шаманов. В мифологии нанайцев каждому из трех миров соответствовал
свой камень. В верхнем мире находился сине-красный Небесный камень,
который располагался возле дерева погоды. Его антиподом был зеленый
камень нижнего мира, лежавший на пересечении красной и синей рек.
Сближение волшебных камней с атмосферными явлениями демонстрирует шаманская песня нанайцев, где упоминаются два камня в виде
желтой и серой собак, ассоциировавшиеся с женами хозяина погоды.
Более того, у орочей бог грозы, грома и дождя носил имя Ядачи. Кстати, и телеуты именовали небесное божество Отец
яда.
Сходство представлений тюркских и тунгусо-маньчжурских народов
демонстрирует одна нанайская сказка, в которой гадательные камни,
вынутые шаманкой из дымохода (т.е. из символического места перехода
в иной мир) и брошенные в огонь, превратились в бубен и колотушку.
Камень найден в горах Бага-Газарын-Чулуу в Монголии. Камень
оплавлен, вулканического он, а может быть и внеземного происхождения -
остается загадкой. |
|