|
|
БУУДАЛ / ГРОМОВОЙ КАМЕНЬ Задай шулуун, буудал шулуун,
буумал-шулуун, хата, яда, джада, чат-даш, дээр огу, чадатас, сата
Буудалы - это так называемые «спустившиеся» камни или «небесные
стрелы». По шаманским поверьям, они обладают сверхъестественными
свойствами и требуют соответствующего почитания. В тувинской космологии
такой камень называется Чат-даш или
«Камень дождя».
Сведения о «камне дождя» проникли и в тибетскую медицину, где в
трактате XVII в. приводится сообщение о десяти сказочных «могучих
шариках», являвшихся не только мощным противоядием, но и средством для вызова дождя.
В средневековых письменных свидетельствах «камнь дождя» воспринимался как
минерал, отыскиваемый на краю света в горах. Затем появились записи,
в которых он фигурировал в виде твердого образования во внутренностях человека, птицы или зверя. Объяснить такую странность
пытался этнограф-исследователь А.Г. Юрченко. Он утверждал, что поздние авторы либо перепутали происхождение волшебного камня с практикой его «оживления» во внутренностях животного, либо смешали признаки «камня дождя» и легендарного безоара — отложения в брюхе безоарового козла.
Тем не менее присутствие чудесных
камней внутри людей и животных — широко известное поверье. Его
зарождение относится к глубокой древности и связано с верой в духов,
которые, приняв облик камня, вселялись в живое существо, принося ему
дополнительные силы и счастье или насылая болезни и страдания.
Исходя из рассказов тувинцев и якутов, приписывавших в основном волшебному минералу воздействие на погоду, а камню,
извлеченному из животного или человека, — преимущественно апотропеические функции
(предотвращение опасности), следует сделать вывод об изначально различном
назначении этих предметов. Вполне вероятно, что до того момента, как
слиться, эти представления существовали параллельно.
Камень найден в горах Бага-Газарын-Чулуу в Монголии. Камень
природного, а может быть и внеземного происхождения -
остается загадкой. |
|