|
|
БУУДАЛ / ГРОМОВОЙ КАМЕНЬ Задай шулуун, буудал шулуун,
буумал-шулуун, хата, яда, джада, чат-даш, дээр огу, чадатас, сата
В шаманской традиции народов Сибири, громовой камень упавший с неба
(Задай шулуун) является одной из трех
разновидностей камней силы (буудал).
В тюрко-монгольский среде такой камень чаще называли «камень дождя». В
этом качестве он встречается под названием яда, зада, джада, чат-даш или яда-таш.
Это камень холода и ветра, и тот, кто владеет им, легко может испортить
погоду. Поэтому обычно чат-даш использовался чтобы вызвать дождь,
снегопад, ветер, жару. Если камень
нечаянно уронить в реку, сорок дней и ночей будет бушевать непогода. Владеть и управлять чат-даш могли только особые, избранные
люди, которые назывались чатчы, задчи или ядачи. Человек,
владеющий чат-даш, становится заклинателем дождя и ясновидящим,
предсказателем будущего. Во время битвы он способен был передать силу воину
и сделать его неуязвимым.
Есть сведения, что в Туве, например, чат-даш выступал олицетворением
священной горы. Поэтому тувинцы считали, что камень чат-даш можно отыскать
только вблизи такой горы. В их представлении магические камни
являлись настоящими обломками тех гор, в которых местное население
видело хозяев дождя. Одним из признаков волшебного камня была
трехгранная форма, так как считалось, что сама граненая форма минерала повторяла облик породившей его горы.
Некоторые черты сходства с чат-даш улавливаются у чараш-даш
(«красивый камень»). Его находили в Западной Туве в одноименной
местности, в ручье, стекающем с горы Кара-Хая. Чараш-даш имел причудливую
форму и, согласно поверью, приносил богатство. Если человек находил камень, напоминавший фигуру овцы, то становился владельцем большой отары овец, если фигуру коня — то многочисленного
табуна. Чараш-даш был также способен вызвать дождь, град или непогоду. Собирать камни можно было
только после заката солнца, совершив ритуальные действия.
Существует аналогичный «счастливый камень» у нижнеудинских тофаларов.
Камень называется «костарма», «кастарма», или «кастарминка».
Считается, что эти камешки причудливой формы способны отводить беду и
болезни. Их также применяли в любовной магии. Обнаруживали кастарминки на
берегах одноименной реки и озера, а также в воде. Слово кастарма с
тофаларского переводится как "отжимки", "выжимки" или как "узорочье".
На дне этого озера, считали тофы, обитает бессмертный могущественный дух,
зовут которого мастер Костырма. Он делает из глины фигурки проходящих мимо
людей и животных и выбрасывает их на берег. Фигурки эти, по легенде,
призваны оберегать людей от змеиного укуса и других несчастий. Известно, что
в качестве оберега фигурные кастарминки нашивались на детскую одежду; женихи
дарили невестам ожерелья, являющиеся символом обручения; продавая что-либо,
в придачу дарили мешочек камней, скрепляя тем самым совершенную сделку. У
охотников, промышляющих в долине и по хребтам р. Кастармы, в зимовьях
и сейчас хранятся мешочки с фигурными камешками.
Камень найден в горах Бага-Газарын-Чулуу в Монголии. Камень
природного, а может быть и внеземного происхождения -
остается загадкой. |
|