По шаманским поверьям, камни буудалы обладают сверхъестественными свойствами и требуют соответствующего почитания.


БУУДАЛ / ГРОМОВОЙ КАМЕНЬ

Задай шулуун, буудал шулуун, буумал-шулуун, хата, яда, джада, чат-даш, дээр огу, чадатас, сата

Буудалы - это так называемые «спустившиеся» камни  или «небесные стрелы». По шаманским поверьям, они обладают сверхъестественными свойствами и требуют соответствующего почитания. В тюрко-монгольской среде также бытуют представления о прочной связи такого камня с дождем, трактуемым как «семя неба». Как «камень дождя» он чаще встречается под названием яда, зада, джада, чат-даш или яда-таш.

Из всего разнообразия взглядов тюркских и монгольских народов на волшебный предмет наиболее характерным было крайне бережное и скрытное хранение и то, что его владельцами становились неординарные люди. Обладатель камня «яда» (зада) назывался «ядачи». Часто они были «узкими» специалистами, умевшими воздействовать только на погоду. Распространено также убеждение о зависимости этих людей от волшебного камня. На Алтае зафиксированы поверья, что ядачи, приобретя власть над погодой, фактически обрекал себя на несчастливую судьбу. При этом считалось, что в момент смерти такого человека или выноса его трупа погода резко портится: идет дождь или снег, т.е. магические свойства камня переходили на его владельца.
Следует заметить, что владельцы «камня дождя» далеко не всегда руководствовались нуждами всего племени или общины. Нередко изменение погоды осуществлялось лишь для небольшой группы соплеменников (например, вызвать снег, облегчая охотникам выслеживание зверя), а порой даже для одного человека (прекратить дождь, поддерживая путника в дороге, или наслать ненастье, укрывая скотокрада). Столь большое значение, придававшееся магическим камням, объяснялось не только хозяйственной необходимостью.
Как свидетельствуют многочисленные исторические сообщения и рассказы информантов, «камень дождя» также служил специфическим оружием или способом ведения войны. Магические свойства камня давали возможность его владельцам насылать ливень или буран на войска неприятеля, что позволяло изменять исход битвы в свою пользу.

Камень найден в горах Бага-Газарын-Чулуу в Монголии.

Камень оплавлен, вулканического он, а может быть и внеземного происхождения - остается загадкой.

 

 

 

Цена 3 500 руб.

 

Не только в тюрко-монгольской среде встречались представления о «камне дождя». Например, славяне были знакомы с «вороньим камнем». Вера в него, скорее всего, зародилась благодаря контактам с кочевническим миром. В сохранившихся белорусских и русских письменных источниках говорится о камне «с копейку серебряную, видом черен», который весной в Великий пост «родится» в вороне. Извлечь его из птицы следовало в тот момент, когда она сидела на гнезде. Имеется сообщение, что волшебный камень можно отыскать вообще в любом живом существе. Хранить находку рекомендовалось в звериной или птичьей крови.
Для совершения магических действий камень вынимали из крови и, обтерев насухо, опускали в воду. Каждое погружение вызывало появление одного облака. Вызов холодного дождя, снега или града требовал завернуть «вороний камень» в мокрое полотенце со льдом. Чтобы всаднику в дороге сопутствовала хорошая погода, камень ниткой приматывали к стремени. Правда, еще надо было нагреть над огнем его переднюю часть, а к задней привязать мокрый платок. Это гарантировало впереди путника солнце, а позади — дождь. Прекратить дождь можно было, закопав магический инструмент на глубину трех пальцев в землю и разведя над этим местом огонь. Нагревание камня на открытом огне
приводило к прекращению неожиданных дождей. Для вызывания ветра предмет обвязывали ремешком крест накрест, привязывали к палке и, оседлав коня, скакали, размахивая палкой в разные стороны. Насылая бурю или сильный ветер, камень подвешивали там, где он мог свободно раскачиваться, или, зажав в ладони, размахивали рукой. Считалось, что «сила» предмета распространяется только в радиусе трех миль. Кочевническое влияние отчетливо прослеживается также в убеждении русских и белорусов в военном назначении «вороньего камня».

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov