Традиционный шаманский пояс. У бурят-монголов такой пояс часто является атрибутом шаманского костюма.
ШАМАНСКИЙ ПОЯС

Шаманский костюм — одна из основных принадлежностей служителя архаического культа. Главное предназначение шаманского костюма заключается в охране шамана от злых духов во время камлания. Обязательной частью шаманского костюма является специальный пояс, который у разных народов делается из самых разнообразных материалов: кожи, ткани, металла. Во всех шаманских традициях по важности своей роли в ритуале пояс уступает только шаманскому бубну.

Все шаманские пояса имеют подвески, каковыми являются маленькие скульптуры и плоские изображения духов, медный или бронзовый нож в ножнах, родовой священный меч, трубка, кисет, колокольчики, лапы крупных хищных птиц, шкурки мелких животных, коготь и зубы медведя, высушенные головки птиц и прочее.
Все предметы шаманского пояса считались священными и служили оберегами, так как именно в них при камлании вселялись духи-помощники и божества различных космических тел. Считается, что поясом шаман связывает злых духов или ловит их, как арканом.

Пояс символизирует дорогу в потустороннем мире. Когда в своих странствиях по иным мирам шаман встречается с пропастью, он перебрасывает один конец пояса через нее и перебирается по нему, словно по мосту. Пояс проводит границу между Верхним (Небесным) и Нижним (Подземным) миром, он также символизирует меридиан, опоясывающий землю, и как бы замыкает пространство шаманского костюма.
Вместе с другими предметами шаманской принадлежности пояс «оживлялся» (освящался) во время посвящения шамана и периодически подвергался ритуальному очищению, чтобы не потерять своей волшебной силы.

Пояс изготовлен из натуральной бычьей кожи.

Длина ремня регулируется, ширина ремня 8 см.
Ручная работа. Монголия

Цена 5 000 руб.

 

Наборные пояса носили в Монголии, в Иркутской области, а также баргузинские, тункинские и агинские буряты. До наших дней дошли единичные экземпляры, хранящиеся в музейных коллекциях. К наборному поясу прикрепляли колечки, фигурные пластины, к которым подвешивался нож, огниво. Орнаментировка пластин - старинные: круги, треугольники, зигзаги и их комбинации; поздние - изображения драконов, рыб, лотоса, замкнутого узла - улзы. К кожаному поясу подвешивали колчан, налучник со стрелами и луком, предметами вооружения. Богато убранный пояс, колчан и налучник - предмет особой гордости бурята и монгола.

В "Материалах по телеутскому шаманству" Н.П. Дыренковой, между говорится, что «кäр -балык» - "необходимый спутник шамана в его опасных путешествиях". Прежде чем отправиться к земным, небесным или подземным духам, во время шаманских действий шаман призывает чудовище-рыбу «кäр -балык».

У монголоязычных народов, наблюдалось особое отношение к поясу мужчин, как и к головному убору. Это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства.

 
 
Символика шаманских атрибутов является отражением особого миропонимания в такой же степени, как шаманские техники и мифы. Шаманский наряд со всеми его дополнениями представляет собой микрокосмос, мистический «код», раскрывающийся только в контексте шаманского мировоззрения.
 

Rambler's Top100

Top sites Pokrov