Волк в представлении бурят, монголов, якутов и народов Саяно-Алтайского
нагорья всегда был сакральным существом. В древнехеттской традиции,
например, дикие животные «Среднего мира» объединяются общим названием
«животные богов», в их число входит и волк, более того, относительно
«Мирового древа» он имеет преимущественное положение среди других животных,
так как находится в самом верху.
Многие народы связывали происхождение волка с небом. Якуты верили, что волк
- сын небесного божества Улуу Тойона. Они также верили, что каждое животное
имеет духа-хозяина, эсэкээна, и дух-хозяин волка обитал в верхнем мире.
Буряты называют волков "небесными собаками" или "собаками бога". В связи с
этим существует поверье, когда волки воют, это значит, что они просят у неба
пищи, и тогда небо (тэнгри) указывает им, у кого что съесть. Перед трапезой
белые волки якобы совершали благодарственное моление, усаживаясь на задние
лапы, в передних держали почки животных и благодарили тэнгри за пищу. Буряты
верили, что волк слышит и понимает человеческую речь.
На связь с небом указывают и представления о месте образа волка в небесных
явлениях и его связи с небесными светилами. У бурят есть группа звезд,
называемых Шоно-дурбэн-нюдэн - «Волчьи четыре глаза».
Между нападением волка и ударом молнии существует связь - в обоих случаях
это веление тэнгриев, и это требовало проведения одинаковых ритуальных
действий. Связь волка и молнии отражена в родовых преданиях. Представители
рода бурутхан, ведущие свое происхождение от волка и живущие в местности
Хужир, верят, поскольку, согласно их родовому преданию, «волк является
собакой неба, то представители этого рода не могли погибнуть от грома и
молний. Во время грозы они воздевали руки к небесам, говоря: «Я являюсь
внуком волка» или же «у меня волчья кость». Аналогичное поверье существует и
у окинского рода шонорог. Исходя из этого, можно говорить о связи волка с
богом громовержцем. Интересен и тот факт, что такая связь известна в
традиционных верованиях многих народов.
Атрибуты тела волка в поверьях и народной медицине служили талисманами,
амулетами, лекарствами. Особую значимость охранной функции придавали зубам
волка, отчасти его когтям - другому атрибуту хищности. Подобные амулеты
ограждали людей от разных бед, болезней, “испуга”, помогали при трудных
родах и охраняли новорожденного, употреблялись для защиты скота, главным
образом, от тех же волков. При этом употребляли все: шкуру волка, лапы, его
кости, мясо, сухожилия, желчь, молоко и прочее.
|