|
|
МАЛГАЙ С
ХАРАБШИ / МАЙХАБШИ Шапка с наглазником (hарабши, залаа (кисть).Головной убор шамана – неотъемлемый атрибут в шаманском одеянии.
Майхабши (майхобши) - шаманская шапка с кистью залаа, вышитыми глазами,
шторками-харабши и тремя лентами-зогдор или забдар, ниспадающими на спину.
Забдар в семантике атрибутики боо и удаган имеет ключевое значение и
Символизирует змею (могой). Мудрая змея, хранящая в памяти знания всех
времён и не изменившая внешний вид испокон веков, особо почитаема и хранима
в Тэнгэрианстве.
Она обладает способностью неограниченно передвигаться везде, видеть
невидимое, слышать неслышимое, осязать неосязаемое. Понимает все языки.
Олицетворяет соединение боо (удаган) с небесным родом, тэнгриями; богами
срединного мира, природой; подземным миром Лусад найман аймаг; перемещение
во времени и пространстве.
Изображение глаз символизирует глаза входящего в тело шамана онгона.
Во время транса глаза шамана закатываются, и вселившийся онгон уже начинает
смотреть на этот свет с помощью глаз на шапке. Это отличительная черта
тэнгрианских шаманов.
Харабши на передней части,
закрывающая лицо шамана - это способ отгораживаться от
реальности среднего мира. Харабши служит также дополнительной защитой от
неблагоприятных духов и обеспечивает некоторую защиту. Существует мнение, что
это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время
камлания. Красная кисть на макушке Улаан Залаа / заалма символизирует лучи солнца,
также это защита от злых духов. Считается, что когда злой дух пытается войти
в тело шамана он ударяется об пластину (пуговицу) в центре залаа и соскальзывает по
ниткам вниз. Именно поэтому в пластине не допускаются отверстия и на
ниточках узелки.
Ручная работа. |
|