Залаа или хадак ленты из шёлковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах, подносящийся в знак уважения какому-либо человеку (чаще всего старейшине) который, по традиции центральноазиатских народов, преподносится в знак уважения какому-либо человеку (чаще всего старейшине), почетному гостю или эжину и духам предков в качестве символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров. Держа хадак обеими руками ладонями вверх, его надевают на шею уважаемому лицу или повязывают на дерево возле обо, бариса или бурхана.
Залаа или хадак ленты из шёлковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах, подносящийся в знак уважения какому-либо человеку (чаще всего старейшине) который, по традиции центральноазиатских народов, преподносится в знак уважения какому-либо человеку (чаще всего старейшине), почетному гостю или эжину и духам предков в качестве символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров. Держа хадак обеими руками ладонями вверх, его надевают на шею уважаемому лицу или повязывают на дерево возле обо, бариса или бурхана.
Привязывая залаа или хадак в месте обитания эжина, человек выражает дань уважения к духу местности и обращается к нему с просьбой или загадывает желание.
 


ХАДАК / ЗАЛАА / ХАДАГ

Залаа, джалама, хадаг или хадак - ленты из шёлковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах эжинам и духам предков в качестве символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров. Также хадак по традиции центрально-азиатских народов преподносится в знак уважения какому-либо человеку (чаще всего старейшине), почетному гостю. Держа хадак обеими руками ладонями вверх, его надевают на шею уважаемому лицу или повязывают на дерево возле обо, бариса или бурхана.

Синий хадак - символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения, долголетия. В бурят-монгольском мире голубой, синий цвета - олицетворение Вечного Синего Неба, культ которого существует издавна. Этот цвет также символ мужского начала.
Белый хадак - символ изначальной чистоты, чистых помыслов, символ воды. Белый цвет обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия, доброты.
Зелёный хадак - символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зеленым цветом буряты и монголы обозначают мать-землю.
Красный хадак - символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный - цвет власти и величия, символ металла. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.
Жёлтый хадак - символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни, символ огня, солнца.

Священные и культовые места множественны, они вокруг нас, и каждый из нас так или иначе соприкасается с отголосками древних обрядов или посещает места, связанные с именами богов и духов. Привязывая залаа или хадак в месте обитания эжина, человек выражает дань уважения  духу местности и обращается к нему с просьбой или загадывает желание.
Совершая приношение и привязывая залаа ,  люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся. Считается, что когда ветер колышет хадак, то тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.

Хадак – универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, рождение ребенка, окончание университета, прибытие или отъезд гостей и так далее. Поэтому в таких случаях часто преподносят яркий праздничный Хадак с разноцветными символами. Такой хадак может символизировать награду, поздравление с праздником, его также подносят ламам и святым во время молебнов. Если вы хотите заручиться чьей-то поддержкой, тоже можно поднести этому человеку хадак.

   

 

     
Монголия  

  Хадак синий 150 руб.
  Хадак белый 150 руб.
  Хадак желтый 150 руб.
  Хадак зеленый 150 руб.
  Хадак красный 150 руб.
  Хадак / набор 5 цветов 700 руб.
Кроме того, многие монгольские и сибирские шаманы украшают свои бубны крохотными изображениями упряжи и повязывают зала и хадаки, олицетворяющие голову и уши лошади. Каждое обо имеет своего хозяина - духа местности Эжена (внука тэнгри). Они делятся на добрых (западных) и злых (восточных). Эжинам преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья водки, лоскутков материи (хадак, залаа), пучков конских волос, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц, можно положить просто камень или палку, проезжая мимо водитель может посигналить три раза и т.п. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт жертвоприношения. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают идеальную субстанцию подношений. Совершая приношение и привязывая залаа ,  люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся. Считается, что когда ветер колышет хадак, то тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.  
 
 

Вековые наблюдения людей за природой выработали мудрые правила, согласно которым человек должен жить в равновесии и гармонии с природой и ее духами, не нарушать естественного порядка вещей в мире. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах - контактной зоне между мирами - сооружали обо (бариса, бурхан), где в центре устанавливали столб-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа или хадак. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. Бариса и обо обычно представляют собой груду камней, группу деревьев, составленных конусом наподобие шалаша. Это могут быть и отдельные деревья, считается, что одинокое дерево – след, оставленный духами. Обо как символ горы могут также размещаться и у подножия почитаемого объекта. Традиционно бариса располагаются вдоль дорог на горных перевалах, у водных источников.
Каждое обо имеет своего хозяина - духа местности Эжена (внука тэнгри). Они делятся на добрых (западных) и злых (восточных). Эжинам преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья водки, лоскутков материи (хадак, залаа), пучков конских волос, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц, можно положить просто камень или палку, проезжая мимо водитель может посигналить три раза и т.п. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт жертвоприношения. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают идеальную субстанцию подношений. На обо можно только класть, что-либо забирать из обо, т.е. отнимать у духов, не рекомендуется. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, удачи не будет.
● Кроме того, многие монгольские и сибирские шаманы украшают свои бубны крохотными изображениями упряжи и повязывают зала и хадаки, олицетворяющие голову и уши лошади.
--
● На таких лентах монголы преподносят подарки особенно уважаемым гостям, да и сам хадак также является подарком дорогим гостям.
--
● Если гость посетил дом в первый раз, то ему подносят пиалу с вином на ритуальном шелковом хадаке. При этом конец хадака должен быть всегда обращен к гостю, потому что все благие пожелания, символы которых вытканы на хадаке, направлены к нему. Принимающий вино берет пиалу и хадак обеими руками (знак уважения к подносящему), затем правой рукой перекидывает хадак на кисть руки так, чтобы раскрытый край хадака был обращен к подающему вино.
--
● Когда сын становится взрослым, отец подыскивает ему подходящую невесту. После выбора посылает человека к родителям невесты и извещает их о своем намерении женить сына на их дочери. Сват преподносит хадак и подарки, в стихотворной форме сватает их дочь.
Отказ от хадака и подарков означает несогласие, если же хадак и подарки будут приняты, то стороны договариваются о новой встрече и приданном. В назначенный день сваты приходят в гости с хадаком, водкой, бараниной и подарками. Родители невесты также готовятся к приходу гостей. Сват произносит благопожелание – «юрол», в котором сватает невесту, затем преподносит хадаки: один – богу, другой – отцу и затем матери, а после этого угощает всех собравшихся. Предполагается, что невеста об этом не должна знать. Затем родители жениха готовят юрту и мебель, а родители невесты припасают наряды для дочери.
--
● У места захоронения ставят на землю чай, кладут хадак, деньги и острым концом рога чертят линию, внутри которой роют могилу и располагают тело умершего, подкладывая ему под голову белый камень. Закапывается также какая-нибудь драгоценность в знак уважения к земле, в которой будет похоронен умерший.
---
● Первый день старомонгольского Нового года предназначается для почитания старших. В этот день вся молодежь приходит к пожилым (деду, бабушке, отцу, матери) и поздравляет их с Новым годом, желает доброго здоровья и счастья, непременно преподносит им хадак с чашкой молока - это символизирует долголетие и счастье в жизни.

 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov