|
|
ФОРМА
/ ПЕЧАТЬ
ДЛЯ ОБРЯДОВОГО ПЕЧЕНЬЯБоовы (бообо, бовы)
Главным секретом неповторимости бурятской, монгольской, тувинской и др. выпечки и десертов
является то, что они делаются в большинстве случаев вручную, от души и
чистого сердца. Вот почему, пробуя такие блюда, мы становимся не только
сытыми и довольными, но и духовно обогащенными людьми. То же самое и с
духами, которые после такого угощения остаются благосклонны и добры. «Белая пища»
считалась в Бурятии и Монголии сакральной задолго до принятия буддизма, еще при
шаманах. Шаманизм, впрочем, с приходом буддизма никуда не пропал, пережил
и все остальное, включая царизм и социализм. Белая пища как была, так и
осталась самой правильной для подношения духам. Но считается, что духи
готовы учесть современные реалии, поэтому перед поездкой к шаману стоит запастись если не «белой пищей»
(сагаан далга, сагаан эдеэн), то ее
аналогами: вместо тарасуна или архи - обычная водка, вместо домашнего молока
- литр покупного в пачке, на десерт вместо традиционных боовов - шоколадные
конфеты и печенье. Раньше духам преподносили только боовы, но, к сожалению,
в магазине их
не купишь, поэтому шаманы и духи готовы принять другие сладости, в составе
которых есть хотя бы сухое, но молоко. Некоторые шаманы, правда, к белой
пище причисляют зефир, и очень удивляются, когда узнают, что в белоснежных
зефирках вообще нет молока. Тем не менее, жертвенная пища в виде "боовов" (бообо, бовы)
остается предпочтительнее. Боовы - это нечто вроде
печенья или лепешек, только с орнаментом, они бывают прямоугольной, овальной и круглой
формы. Приготовить их совсем не трудно, можно сдобрить по вкусу сгущенкой
или медом.
(Далга – выложенные на тарелку печенье, иногда под него укладывают
нарезанный хлеб или вафли, на печенье выкладывают конфеты, сверху желательно
положить кусочек сливочного масла.)
Хранят обрядовые предметы в самом почетном, святом месте в доме, иногда
завернутыми в хадак.
Форма /печать № 1 –
криволинейный узор Долгин хээ, напоминающий волну и символизирующий
равновесие. Форма /печать № 2 – древний зооморфный
роговидный орнамент - эбэр угалза, хамар угалза, который связан с
представлениями о благоденствии, процветании и плодородии скота. Форма /печать
№ 3 – с орнаментом Шоу или Мэлхэ - это орнамент в виде круга,
черепаший панцирь, символ мудрости и вечности. Форма /печать № 4
– растительный узор набшаhан угалза, сэсэг угалза, символ круговорота жизни,
её беспрерывности.
Дерево. Ручная работа.
|
|