Ritual shaman's stick. Cane in the shape of horse / Morin-hor'bo. Две железные трости морин хорьбо
ШАМАНСКИЕ ТРОСТИ - ЖЕЛЕЗНЫЕ МОРИН ХОРЬБО

В традиционном бурят-монгольском шаманизме конные трости или человеческие трости означают сан шамана и олицетворяют двух лошадей, которые используются, как средства передвижения шамана в ином мире. С тростями hорьбо шаман получает право проводить обряд посвящения в шаманы сам. Обладание тростями – hорьбо дает возможность путешествовать по небу и общаться с 99 тэнгэри, вызывать покровителя Манжилай тэнгэри, обитающего между небом и землёй.

В бурятском шаманизме четвертое посвящение разрешает шаману употребление деревянных морин-хорьбо (конных тростей). Пятое посвящение самое важное: шаман получает шаманскую шубу – оргой и железные конные трости.

Конные трости встречаются у всех шаманов прибайкальских бурят. Конных тростей у шамана бывает 2 и приготовляются или из дерева, или из железа. Железные трости вместе с шапкой поступают в распоряжение шамана только после 5-го омовения тела. В некоторых случаях такие трости заменяют бубен. Трости украшаются полыми конусами (холбохо), тесемками четырех цветов (синего, белого, желтого и красного) и звериными шкурками (горностая, белки, хорька).

Трость, соприкасаясь с землей, располагаясь в нижней зоне человеческого тела, а значит, являясь предметом, отчасти знаково связанным с подземными силами ( с хтонической энергией земли), во многих традиционных культурах несет в себе символический образ этих сил.
Также трости можно интерпретировать как опоры на силу предков. Они как бы указывают путь в страну предков.

 

Железные трости шаман использует сидя.

Высота тростей 68 см.

Бронза, медь, латунь, кожа  / Ручная работа

Ritual shaman's stick. Cane in the shape of snake / Morin-hor'bo.

  Две железные трости морин хорьбо

9 500 руб.

 
Обязательными атрибутами шамана были трость, кнут, бубен и колотушка, зеркало-толи из бронзы или нефрита, нож. Трость помогала шаману передвигаться в потусторонний мир, говорить с духами, являлась символом власти и прав шамана, орудием наказания провинившихся. Различали три вида тростей: конные (морин), змеиные (могой) и человеческие (хун). Трость, соприкасаясь с землей, располагаясь в нижней зоне человеческого тела, а значит, являясь предметом, отчасти знаково связанным с подземными силами ( с хтонической энергией земли), во многих традиционных культурах она несет в себе символический образ этих сил. Трость, соприкасаясь с землей, располагаясь в нижней зоне человеческого тела, а значит, являясь предметом, отчасти знаково связанным с подземными силами ( с хтонической энергией земли), во многих традиционных культурах она несет в себе символический образ этих сил.  
 
Вот как проходил в прошлом обряд теломытия (посвящения) в Бильчирском ведомстве.
- Посвящаемому шаману подводят кобылу, купленную обществом, которую шаман колет мечом прямо в грудь и убивает, а кровью ее мажет себе глаза, уши, нос и рот. Это означает, что у него открылись духовное зрение, слух, обоняние и прочее, чтобы узнавать духов и говорить с ними. После этого он пьет кровь и дает присягу.

Посвящаемого шамана усаживают на войлок, который держат девять сыновей, а в это время один человек со стороны его правой руки держит хэсэ, другой — тойбор (тобор – «колотушка»), третий — конные трости, четвертый — меч и копье, а пятый — прочие священные предметы. Сам посвящаемый шаман, сидя на войлоке, держит в каждой руке по конной трости. Отец шамана идет впереди, за ним несут на войлоке посвящаемого шамана, а вокруг них идут те, кто держит священные предметы. Так они обходят три раза вокруг тургэ и после этого подходят к северной стороне ширеев и там останавливаются, где посвящаемого шамана моют чистой освященной водой и говорят ему, что нужно делать шаману, а он это повторяет. Потом посвящаемого шамана на войлоке несут к правому ширею. Он, шаман, встает на войлок и с него влезает на березу, то есть на вершину ширея, шаманит там некоторое время, спускается вниз, опять встает на войлок и его подносят на тургэ хунши-нойона. С заколотой мечом кобылы снимают шкуру, как на тайлгане, и колют еще 6 других овец; мясо их варят в котлах так же, как на тайлгане. Потом посвященный шаман, держа в руках трости или хэсэ, шаманит, в это время бьет в хэсэ (шаманский бубен). Далее обряды те же, что и на тайлагане.
 

Rambler's Top100

Top sites Pokrov