Илуур - шаманский атрибут позволяющий шаману продемонстрировать сверхспособности и свою силу, а также вылечить больного человека.
ИЛУУР - ШАМАНСКИЙ АТРИБУТ

Шаманский атрибут, позволяющий шаману продемонстрировать сверхспособности и свою силу, а также вылечить больного человека.

Считается, что, дотрагиваясь языком до раскаленного илуура (элюра), шаман очищается и получает силу, способную очищать других. Во время трансового состояния, шаман способен проделать это, не причиняя себе никакого вреда. Считается, что духи, оберегая его, не дают ему обжечься.

Огонь священен, он лечит все, исполняет все желания. При совершении обряда Тарим шаман нагревает илуур докрасна, а затем облизывает его и выдувает пар на человека. Аура последнего становится очень крепкой. Это называется тумер сунте — железная душа. Также шаман может высасывать болезнетворного духа из тела пациента, или он чертит раскаленным докрасна илууром сетку на его теле, пугает болезнетворного духа своим ритуальным луком со стрелой, или же ослепляет с помощью своего медного или бронзового зеркала (толи). Выбор приема для удаления источника болезни из тела больного для каждого случая индивидуален, в зависимости от того, какой негативный дух проник в тело пациента.

Перед началом любых целительских ритуалов шаману необходимо энергетически разогреть себя. Этот подготовительный процесс по-бурятски называется «амяа халааха», что дословно переводится как «разогреть энергию души-дыхания». При этом разные шаманы используют разные способы. Одни набирают в рот кипяток или водку и энергично брызгают им. Другие облизывают раскаленные камни или железный илуур, если нет, то просто берут в рот горящую спичку. Некоторые просто стучат зубами, нюхают ташуур (ритуальную плеть) или чмокают, плотно прижимая язык к небу и со щелчком оттягивая его назад. Какой бы способ не использовал шаман, функции этих действий одни и те же - энергетически перестроиться.

Техника исполнения обряда — «Тарим» (изгнание болезнетворных духов)
Для «Тарима» используется специальный предмет Илуур, но можно применять также толстые ножи или полосовое железо без отверстий. Илуур накаляют на огне докрасна. Затем шаман, призывая духов-покровителей обряда "тарим", облизывает каленое железо и сдувает с человека все плохое. Просит духов снять с человека болезни, колдовство, напасти.
Все это повторяется три раза. Если хворь не тяжелая, то после этого обряда сразу все проходит. Иногда, в тяжелых случаях, приходится «Тарим» повторять.
Также на обрядах посвященных «Дархан Тэнгэри» - поклонение Кузнечным божествам желающие проходят обряд "очищение железом": человек должен раздеться до пояса, шаман, набрав в рот воды или водки, брызгает на него через раскаленный илуур (элюр). Шаман поочередно брызгает на человека спереди и со спины. Участник обряда должен также лизнуть "элюр", при этом люди не обжигаются, это связано с "заговоренностью" ритуального атрибута.
 


Длина илуура 50 см.

Дерево, железо  / Ручная работа

  Илуур

800 руб.

 
Техника исполнения обряда — «Тарим» (изгнание болезнетворных духов) Перед началом любых целительских ритуалов шаману необходимо энергетически разогреть себя. Считается, что дотрагиваясь языком до раскаленного илуура, шаман очищается и получает силу, способную очищать других.  
 
По рассказам эвенского шамана Степана Спиридоновича Кривошапкина иногда шаманы, если долго не камлали, болели. И для того чтобы восстановить свое здоровье, просили других или сами клали в костер железный прут или нож и держали в огне, пока они не накалятся докрасна. Затем, взяв в руки раскаленный предмет, шаман или шаманка начинали лизать его языком до тех пор, пока он не остывал.

Этногроаф Ф.В.Поярков отмечал, что шаманы были способны лизать языком раскаленный серп или нож, босыми ногами стать на дно горячего котла, проглотить два-три десятка живых змей, давали перетягивать себя арканом нескольким человекам и проделывать множество невероятных вещей в таком же духе.

Бурятский шаман в пятом посвящении называется Хэсэтэ боо («шаман с бубном»). Шаман данной ступени посвящения доводит до совершенства умение соединяться с духами онгонов. В ознаменование этого он получает три бубна – один из воловьей шкуры, другой из оленьей, третий – из козьей, а также колотушку. А также возможность делать жертвоприношения бараном, козлом любой масти всем ханам, заяанам, эзэнам. Он может призывать на помощь отдельных тэнгриев – небожителей-богов, свою небесную жену. Его душа может проникать лишь до трех небесных уровней-сфер. Такого шамана еще называют Таримтай боо за способность лизать раскаленное железо.

Несложным методом помощи себе и другим были грелки и согревающие компрессы (жэн) с помощью подручных средств: песка, соли, камней, металлических предметов, кусков войлока, иногда нагретых с маслом. Применялись они для снятия колющих болей и при слабом пищеварении "холода живота". Как усиленную форму согревающего компресса или массажирования можно назвать обряд Гал Тарим (букв.: "огненный тарим"). По описанию этнографа М.Н. Хангалова Гал Тарим совершался хорошим шаманом, хотя по персонажному и инструментальному коду это действо скорее должно было совершаться кузнецом. После возлияния вина покровителям обряда "тарим" и покровителям кузнечного ремесла шаман велит нагреть докрасна сошняк или какой-нибудь большой кусок железа, снимает обувь, становится одной ногой на кусок плитняка, другой трет раскаленное железо и прикладывает на больное место. Он делает так неоднократно, пока железо не остынет. По свидетельству М.Н. Хангалова, который был очевидцем этого обряда, "пока шаман трет ногою о раскаленное докрасна железо, кругом распространяется очень неприятный запах. Если шаман не умеет, - добавляет автор, - то непременно сожжет ногу и упадет, что иногда и случается, но больного он ожечь не может, потому что до него железом не прикасается". Безусловно, что при этой процедуре больной, кроме температурного воздействия и массажа, получает сильную психологическую установку на выздоровление.

 

Rambler's Top100

Top sites Pokrov