Архи / арака для совершения обрядов / обращения к духам. У народов Сибири существует обычай «брызгать» духам местности или в жертву очагу архи (араку), чай или иной напиток.



АРХИ / МОЛОЧНАЯ ВОДКА

Для совершения обрядов

У народов Сибири существует обычай «брызгать» духам местности или в жертву очагу архи (араку), чай или иной напиток. Считается, что нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. Как правило, кропят безымянным пальцем: слегка прикасаются к спиртному и брызгают на четыре стороны света и вверх, либо просто проливая немного на землю в четыре стороны. На юг - это делается для выражения почтения к огню, на восток - в знак выражения почтения к воздуху, на запад - для выражения почтения к воде, на север - кропят в память умерших.
Также принято и перед употреблением спиртного брызгать или капать на стол из рюмки.

В Прибайкалье задабривание таким образом духов местности называется термином «бурханить».


50 мл. Цена 280 руб.

В Прибайкалье задабривание таким образом духов местности называется термином «бурханить». Существует много разновидностей заговоров под названием сэржим. Молочная водка у коренного населения Сибири осмыслялась как символическая ценность. Фото Василичь
 

Молочная водка у коренного населения Сибири осмыслялась как символическая ценность. Употребление ее не являлось актом магическим, не обеспечивало прямой контакт с миром духов. Тем не менее, семантическая нагруженность ее очень многопланова, она включает в себя все свойства молочных продуктов, столь ценимых в мире скотоводов. Употребление араки связано со всеми важными моментами в жизни человека и социума. Архи (арака, арза) также любима духами, как и людьми, но это ценность не их мира, она не отождествляется с самими духами. Духи принимают ее в жертву, питаясь и очищаясь ею, как и люди, они переживают с ней праздник, испытывая благодарность к людям и символически приближаясь к ним. Это некий способ магического соприкосновения двух миров – человеческого и сакрального.

Сэржим
Существует много разновидностей заговоров под названием сэржим. Для их проведения привлекаются различные вещества — и твердые и жидкие, — но обращение с этими веществами одинаково: их либо разбрасывают, либо разбрызгивают. В действительности сэржим — это своего рода жертвоприношение, шаман дарует духу естество вещества в обмен на то, чтобы обратить его силы на претворение своего намерения.
В существующей шаманской практике Монголии и Сибири половина повседневной шаманской работы приходится на совершение различных видов сэржима, так как сэржим позволяет задействовать огромное количество магической силы, не прибегая к путешествию или единению с духами. Призыванием духов и подношениями им можно решить большинство духовных затруднений, с которыми приходится сталкиваться шаману. Рассматривайте это как препоручение шаманом требуемой работы духам, которые могут исправить возникшие неполадки без его прямого участия. Кроме того, объем работы, стоящей ныне перед шаманами, настолько велик, что они просто физически не в состоянии проводить длительные обряды, чтобы утрясти все возникающие затруднения, а сэржим выполнит все необходимое силами духов-помощников.

Сэржим питьем: горячим и холодным
Различают халуун сэржим («горячий» сэржим) или хюйтэн сэржим («холодный» сэржим) в зависимости от того, используется ли в ходе обряда огонь. Халуун сэржим — одно из наиболее мощных чародейских орудий в арсенале шамана, поскольку позволяет с помощью огня непосредственно подключаться к силе гол при призывании духов. Об использовании напитков в монгольском и сибирском шаманстве сторонний наблюдатель, скорее всего, имеет смутное представление. Прежде в обрядовых целях применялась исключительно молочная водка. Этот священный напиток под названием «Естество стад» считался превосходным продуктом для подношения духам. С упадком кочевого образа жизни такая водка стала недоступна большинству шаманов, за исключением тех, кто жил в отдаленных селениях. Вследствие этого в Монголии и Сибири перешли на водку, которая, как и архи, прозрачна и тем самым выступает символом чистоты и ясности, качеств, столь приятных духам. В сэржиме ни в коем случае нельзя использовать окрашенный напиток вроде вина или виски; такое подношение будет оскорбительным для духов и не только сведет на нет действенность самого сэржима, но и может навредить шаману, допустившему это.

Также существует особый смешанный сэржим тремя обрядовыми напитками. Проводят его для изгнания опасности и болезни из семьи или общины. Используют три обрядовых напитка монгольского и сибирского шаманизма: архи, чай и молоко. Сила их соотносится со следующими вещами, которые они олицетворяют:
водка - батюшка-Небо (духовное бытие);
чай - нижний мир (мудрость предков);
молоко - матушка-Земля (физическое бытие).

Тоорэг! — это слово выкрикивается, когда разбрасывается зерно или брызгается жидкость, при совершении сэржима.

 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov